«Негабарит» о многом говорит

ехнические особенности и правила перевозки негабаритных грузов, как известно, определяются ПДД Российской Федерации. Кроме этой настольной «библии», любой профессионал рынка негабаритных перевозок должен ориентироваться в большом количестве инструкций, разъяснений и положений, выпущенных различными министерствами.
А на что должен ориентироваться логист, который хочет понять основные тенденции тренды рынка негабаритных перевозок?

Экономическое лицо «негабаритных грузов»

До 95 % КТГ составляет техника и оборудование для различных отраслей промышленности. Это означает, что работа или безработица у компаний-перевозчиков негабаритных грузов зависит от состояния основных промышленных рынков, а значит экономической ситуации в целом.
Это влияние может быть:
Общеэкономическим
Отраслевым
Сезонным

Общеэкономический пример влияния на рынок КТГ мы все пережили совсем недавно в 2008-09 году. Этот кризис еще раз продемонстрировал, что рынок перевозок КТГ-очень инерционная система. Между временем подписания контрактов на поставку промышленной техники и оборудования и временем, когда их доставляют Заказчику иногда проходит 2-3 месяца. Поэтому, когда экономический кризис уже овалил многие промышленные рынки, низкорамники еще бодро перемещались на российских и европейских дорогах, потому что грузы были оплачены еще в эпоху тучных лет.
Яркий отраслевой пример можно привезти из жизни лесной отрасли:
Когда стало известно, что российские власти введут с 1 января 2009 года заградительные пошлины на экспорт российского леса, импорт европейской лесозаготовительной техники устремился к нулевой отметке. Когда было объявлено об отсрочке караван харвестеров и форвардеров вновь потянулся на российские лесные делянки. Маркетологи и специалисты лесной отрасли ведут постоянную дискуссию на тему «Заградительные пошлины на кругляк: божий дар или яичница?». Но для компаний, занятых перевозкой лесной техники ответ очевиден. Из этого примера следует, что наша отрасль перевозок самым существенным образом реагирует на любые государственно-экономические шаги в «негабаритоёмких» отраслях промышленности.
Примером сезонного влияния может служить все та же лесная отрасль. В соответствие с технологическими особенностями процесса лесозаготовок, «высокий» сезон перевозок лесозаготовительной техники на лесные делянки целесообразно проходит с августа по январь. Также перевозка новой техники и переброска техники с объекта на объект имеют четко выраженный сезонный фактор в сельскохозяйственной и дорожно-строительной отрасли экономики. Тут «высокие» сезоны приходятся на апрель-август и апрель-ноябрь соответственно.


«Негабаритоёмкость» различных отраслей промышленности


Под этим условным термином мы понимаем соотношение объема негабаритных грузов к общей структуре грузов, относящихся к конкретной отрасли. Например, в лесной промышленности объем негабаритной техники, которая поставляется для отрасли, значительно выше, чем, скажем, в пищевой или легкой промышленности. Конечно, предприятия двух последних отраслей делают закупки оборудования, но, как правило, оно относится к разряду габаритного и может быть перевезено без особых правил, относящихся к негабаритным грузам. На наш взгляд, наибольшую «негабаритоёмкость» имеют такие отрасли как строительство (дороги и недвижимость), горнодобывающая промышленность, лесная, энергетика, нефтяная и газовая промышленность, а также сельскохозяйственная отрасль. Поэтому, для того, чтобы оценивать и прогнозировать ситуацию на рынке негабаритных перевозок, необходимо уделять особое внимание анализу состояния именно этих отраслей.


Как можно оценить ситуацию в «негабаритоёмких» отраслях?


Первое, что приходит в голову – воспользоваться статистическими данными. Но проблема для обычной негабаритной компании заключается в том, что получать своевременную статистику достаточно непросто и объективная статистика развития отраслей вряд ли легко доступна.
Компания «СпецБалтТранс» уже более трех лет собирает статистику и делает анализ поисковых запросов, относящихся к интересующей нас сфере- рынку перевозок негабаритных грузов. Оценивая динамику этих запросов, сопоставляя ее с экономической ситуацией в стране и в различных отраслях промышленности, привлекая собственные данные о динамике роста перевозок, мы выработали для себя новый термин -«негабаритный Интернет». Предлагаем читателями свой опыт.


Как измерять и оценивать Негабаритный Интернет?


Одним из инструментов, которым мы пользуемся - является Яндекс Директ.
Мы анализируем запросы, относящиеся к различным сферам перевозки крупногаьбаритных и тяжеловесных грузов. Это и общие запросы типа (перевозка негабарита, крупногабаритный груз, перевозка негабаритных грузов и т.д.), и запросы на перевозку конкретной техники (перевозка крана, перевозка экскаватора, перевозка бульдозера, перевозка трактора, перевозка бытовок). Почему мы считаем, что поисковые запросы могут помочь спрогнозировать рынок? Поисковый запрос – это действие в сети реальные люди, связанные с рынком негабаритных перевозок, у которых возникла потребность найти какую-либо информацию, относящуюся с грузам и их перевозке. Для анализа рынка КТГ несущественно - искали ли люди реального перевозчика или проводили мониторинг рынка для интересов своей компании. Важно, что это реальные люди, совершающие реальное действие в сети, потому что у них есть потребность в услуге по перевозке. Следовательно, показатель количества запросов в месяц достаточно объективно показывает маркетинговое состояние спроса на услуги перевозки КТГ.
Продолжительный период наблюдения за статистикой поисковых запросов позволяет увидеть не только общую картину на рынке, но и спрогнозировать развитие ситуации. Например, можно увидеть сравнительные тенденции первых полугодий 2010 и 2011 годов.

табл. Общенегабаритные запросы:
Поисковый запрос
К/г грузы
Перевозка негабарита
Перевозка негабаритных грузов
Перевозка оборудования
Перевозка техники

1 полугодие 2010
3455
1043
5400
1102
1478

1 полугодие 2011
5056
1147
6182
1394
2292

% роста
147
110
114
126
155




табл. Запросы по перевозкам конкретной техники:
Поисковый запрос
Перевозка крана
Перевозка экскаватора
Перевозка бульдозера
Перевозка комбайна
Перевозка трактора

1 полугодие 2010
313
128
45
62
172

1 полугодие 2011
623
248
109
90
367

% роста
199
193
240
145
213


В данных таблицах превышение запросов первого полугодия 2011 года по сравнению с количеством запросов 2010 года более чем очевидно. Эти явления в Интернете подтверждаются и реальной ситуацией с запросами и проектами, которые фиксирует наша компания в своей логистической деятельности.

тел.:   +7 (3466) 63-05-42

факс: +7 (3466) 31-00-42